Елена Валюшкина: «Я никогда не сидела и не ныла, мне всегда было чем заняться» — «Новости Музыки»

Она в одночасье стала знаменитой после премьеры кинофильма «Формула любви». О том, почему Елена в свое время предпочла кинокарьере театр, о своем долгом перерыве и возвращении в кино, а также о семье и детях актриса рассказала

— Вы как-то сказали, что было время, когда вы просто жили на сцене, вам это настолько нравилось, что вы приходили первой, а уходили последней. Как с этим обстоит сегодня?

— Да, это было время такое, знаете, когда ты наедаешься конфетками и дальше тебя уже не тошнит. Я наелась и сейчас, слава Богу, у меня настолько все гармонично, что есть место для театра, есть место для кино, есть место для личной жизни. У меня сейчас, на данный момент, как-то все очень замечательно.

— Почему после «Формулы любви» вы предпочли кинокарьере театр, хотя предложений было много? Вы ведь тогда, несмотря на бешеную популярность, снялись лишь в нескольких кинокартинах — «Как стать счастливым» с Николаем Караченцовым и Львом Дуровым, «Верую в любовь», «Потрясение.».

— Там история была сложная. И она была связана с моим первым мужем (Режиссер Леонид Фомин. — Прим. Авт.) Он не очень хотел, чтобы я продолжала сниматься дальше. Он был моим педагогом, старше меня на 15 лет. И он, естественно, считал, что может появиться некто, кто умыкнет меня у него. И чисто по-мужски решил себя таким образом обезопасить. А так как не было в то время ни мобильных телефонов, ни агентов, вообще ничего такого и в помине, то звонили сначала домой. А я пропадала тогда, как вы правильно сказали, в театре, репетировала с самого утра, а вечером обязательно играла спектакль. У меня было по 20—25 спектаклей в месяц. Жили мы далеко от театра — нужно было доехать до Каширки от Маяковки. То есть это значило, что я должна была после репетиции доехать до дома, поцеловать дверь и ехать обратно в театр. Так вот, чтобы не ездить днем домой, я спала в гримерной, вечером играла спектакль и только потом возвращалась. Естественно, все телефонные звонки, которые раздавались в квартире, проходили мимо меня. А муж, естественно, говорил, что она не будет сниматься, у нее работа в театре. Нет, не надо, нет, спасибо. А когда людям говорят такое, они думают, что если не надо, ну так и не надо. И это затянулось на очень долгие годы. А я не придавала значения сложившейся ситуации, я даже представить себе подобное развитие событий не могла. Узнала об этом спустя много лет, когда режиссеры, которые очень хотели меня снимать, мне говорили: «Так ты же сама не хотела». А я отвечала, дескать, подождите, как это я не хотела? Они и открыли мне глаза, что звонили, но получали отказы от мужа. Вплоть до того, что раз пять приезжал режиссер в театр со сценарием военного фильма «Секретный фарватер». Стоял на коленях, чтобы я снялась. И не фигурально, а реально. Но меня мой тогдашний муж не отпустил, сказав: «Ну как же, у тебя же театр, тут репетиции, там. Зачем тебе это надо — бегать по каким-то подводным лодкам. Этот фильм часто показывают. В роли, которую мне предлагали, снялась Лариса Гузеева. Вот такая история, которая перечеркнула мне многие годы работы в кино. Но тут, как говорится, не попляшешь, не попишешь и не перепишешь (смеется).

— Чем занимались вплоть до 2000 года, когда Александр Митта пригласил вас в сою картину ‘Граница»? Это правда, что вы за это время освоили много неожиданных профессий и теперь профессионально шьете, плетете из бисера и даже умеете расписывать мебель?

— Нет, это домыслы журналистов. Но я умею все это делать, поскольку в юности закончила художественную школу. В детстве ходила и рисовать, и играть, и вязать — чем я только не занималась, чего только не делала. Поэтому для меня это все абсолютно нормально. Но мне все же было чем заняться (улыбается). Десять лет я безвылазно находилась на сцене и сыграла больше 30 главных ролей в театре имени Моссовета. Слава Богу, что у меня в то время был театр, потому что у меня не было времени ни на что. Ни на какие всякие дурные мысли.

— Почему после «Границы» вы отказывались сниматься у Митты, он ведь приглашал вас?

— Я действительно отказывалась потом у него сниматься, потому что он мне каждый раз предлагал маленькие эпизоды, как в «Границе». В этом фильме он был яркий и мощный, но эпизод. К счастью, на тот момент у меня пошли новые роли. Потихоньку, но пошли. Затем у меня пошли дети, тут уж мне вообще было чем заняться. В 1997 у меня родился Вася, в 2002 году появилась Маша. Мне было чем заняться всегда, никогда не сидела и не ныла. Если не было кино, у меня был театр, если не было театра, у меня были дети. У меня всегда было какое-то занятие.

— Театр в вашей жизни все-таки занимает особое место. Расскажите, как вы попали в спектакль «Любимая женщина Дона Жуана», что сразу понравилось, чем привлекла роль?

— Антрепризные спектакли уже давно существуют, но так как раньше это в большей степени было простое зарабатывание денег, нечего тут скрывать, поэтому появлялось много халтурных и плохих спектаклей на основе ужасных пьес. Предложений было очень много, я играла в каких-то антрепризных спектаклях, но даже за деньги это удовольствие не приносило. А так как я артистка «больших и малых академических театров», то для меня существует некая планка, ниже которой я не смею опускаться. Поэтому для меня это всегда было серьезно. Во-первых, важно, чтобы был материал хороший, на уровне достойного театра. Чтобы были костюмы. У меня есть мой любимый Андрей Климов из театра Моссовета, который делал их для меня. Это знак качества. Во-вторых, я всегда смотрю, чтобы был достойный состав. В этом спектакле задействованы актеры, с большинством из которых я снималась когда-то. Я их прекрасно знаю. Когда собирается такое огромное количество талантливых людей, то тут ты уверен и за результат. Ну и, собственно, пьеса. Это история своей актуальности не потеряет. История эта житейская. Этих Донов Жуанов полно. И чем дальше, тем больше. Куда ни посмотри, везде Дон Жуан. Это наша такая легкая ироничная интерпретация, которая, на мой взгляд, удалась. Спектакль получился легкий, смешной, музыкальный, танцевальный.

— Кого вы играете?

— Я играю Эльвиру. История всем понятна. Мы видим Дона Жуана, который на могиле Командора пригласил его на обед. Тот появился и потянул его в ад. Понятно, что там есть некая молодая девица и есть мадам, которую он бросил когда-то и которая в сумасшествии носится за ним всю жизнь, дабы задать вопрос: «За что?» В силу своего возраста я играю Эльвиру.

Детский вопрос

— Расскажите, чем занимаются ваши дети — сын Василий и дочь Маша? Они пошли по вашим стопам?

— Маша у нас пока учится в десятом классе. Она, как и я, рисует. Училась в школе «Старт» при МАРХИ, где преподают педагоги оттуда. Сейчас занимается с профессиональным художником. У нее графика очень хорошая, как и мышление, и фантазия. Ее очень хвалят все. А Вася — на пятом курсе МАРХИ. Доделывает диплом. Уже понемножечку работает в каком-то архитектурном бюро.

— То есть в кино из детей никто не пошел. Почему, интересно? Вы были против?

— Так получилось. Дело в том, что они с детства, с рождения, никогда не были ни в театре за кулисами, ни на съемках. То есть, они всегда чем-то занимались, были заняты. Вася фехтовал, ездил учить английский. Он сейчас в совершенстве говорит с каким-то лондонским акцентом. Маша занималась художественной гимнастикой. У нее есть разряд. Обучалась езде на лошадях. Сейчас у нее добавился серфинг еще, английский, рисование. Они никогда не сидели с мамой и папой за кулисами, чтобы потом решить пойти в артисты. Они разносторонне одаренные дети. Поэтому, я думаю, они и занимаются тем, чем занимаются. Я считаю, что просто они эту артистическую бациллу не подхватили.

— Вы рады этому?

— Конечно, рада. Они занимаются любимым делом. Им все нравится. Они не мучаются, ходя на премьеры (смеется). У меня Вася их не посещает, ему это все вообще не интересно. Маша ходит иногда. Я ее стала брать с собой. Васю не уговорить, ему все равно (смеется). Просто считает, что у мамы такая работа, как у кого-то работа учить, лечить, а вот у мамы –веселить, в телевизоре появляться. Для них пытка, когда, например, у нас в доме происходят съемки, и они должны появиться в кадре. Или же ходить на какие-то передачи. Я просто какими-то подкупами их уговариваю сниматься. Тут все в ход идет. Например, объясняю Маше, что, мол, тебе надо заработать, поскольку ты собираешься поехать кататься на своей доске. Маша отвечает: «Ну тогда ладно, согласна». А если бы подхватили бациллу, то и занимались бы. В принципе Маша и Вася — очень одаренные. И в актерском плане тоже. Когда-то Звягинцев утвердил Васю в свое кино. Правда, потом поступил по-свински, не предупредив, стал снимать другого мальчика. Но этот поступок говорит лишь о Звягинцеве (смеется). Маша могла бы стала моделью или актрисой, у нее все есть, чтобы заниматься этими профессиями. Поэтому они вполне могли бы быть артистами. Но они не захотели. Есть такие люди, которые не хотят появляться ни в телевизоре, ни на сцене, ни на красной дорожке (смеется).

— Вы все вместе живете?

— Вася в Москве живет, потому что учится в институте. Но он всегда с нами в субботу и воскресенье. Приезжает на каникулы. А Маша учится в школе, поэтому со мной в Подмосковье. Я там уже 20 лет живу.

— А почему выбрали именно загородный образ жизни?

— Потому что у Васи, когда он был маленьким, появился атопический дерматит. Эта такая история, когда после прививки у него случилось осложнение. Мы очень долго не могли понять, что это. И в конечном итоге нам посоветовал один педиатр поехать летом на дачу и там жить. У нас дачи не было. Мы сняли. И вот как мы сняли, с тех пор и не вылезаем.

— Чем еще они вас радуют, помимо своих талантов?

— А у вас есть дети? Тогда вы понимаете, что они не могут не радовать? Радуют всем. И тем, что они появились, и тем, что они есть, растут, учатся. В общем, всем радуют. Они меня никогда не огорчают.

— Какие отношения у детей с их отцом, и каковы ваши отношения с бывшими?

— Бывшие, они на то и бывшие (смеется). А дети любят папу, он любит их. Они замечательно общаются, встречаются. Я не идиотка и не сумасшедшая, чтобы препятствовать этому. У меня с головой все хорошо.

— Существуют какие-то семейные праздники, когда вы обязательно должны собраться все вместе за праздничным столом?

— Обязательно вместе празднуем дни рождения. Мы раньше всегда на Новый год с детьми куда-то уезжали. И встречали его в какой-то интересной стране. Но поскольку сейчас, чтобы уехать на Новый год куда-то, нужно потратить годовой запас денег, с этим стало сложно. К тому же у Васи сейчас своя компания, он с ней Новый год встречает. Мы — с Машей. Но этот праздник перестал быть каким-то особенным. Мы, видимо, его уже отпраздновали. Мы так долго его отмечали: и Дед Мороз был, и подарки под елкой, поэтому сейчас он не является тем праздником, каким был когда-то. Сейчас это праздник для торговых сетей, чтобы сбагрить и сбыть все то, что за год залежалось. Какое-то фееричное безумие (смеется). В общем, у нас этого нет уже давно.

Мультфильмы и путешествия

— Ваш голос звучит во многих мультфильмах. Вы сейчас занимаетесь дубляжом, как это было в аниме «Ультрамен» в семидесятых, мультфильме «Черепашки-ниндзя»?

— Нет, но очень жалею. Почему-то я не могу никак в эту историю попасть. Мне надо как-то с кем-то переговорить, с каким-то очень влиятельным человеком, который этим занимается (смеется). Я как выпала из этой обоймы, так до сих пор не могу попасть. Но мне надо. Просто я это очень люблю.

— Вы готовы дублировать и мультфильмы, и фильмы?

— Скорее, мультфильмы. Их сейчас, посмотрите, как много. Всяких. Конечно, готова. Для меня там точно нашлось бы местечко (смеется).

— Что является главным фактором, когда вы соглашаетесь на роль?

— Это все индивидуально. Мне может режиссер знакомый позвонить и сказать: «Валюшкина, ты мне нужна. Это только ты можешь сделать». Например, мне звонил Леша Нужный после «Я худею»: «Лена, пожалуйста приди, у меня для тебя роль мамы». Ответила, что даже читать сценарий не стану, к нему приду в любом случае. Я знаю, что это хороший материал. Может попасться сценарий, что я сама буду биться и убиваться, чтобы попасть на роль. Все что угодно может зацепить. Какая-то ассоциация, какая-то параллель со мной. Или актеры, или место… Каждый сценарий — это отдельная история. И рассматривается она отдельно.

— В любом случае от работы устаешь. Как вы отдыхаете?

— Я много путешествую. Для меня посадка в самолет — уже отдых. Я сажусь в аэробус и все, понеслась. Я наркоман в смысле путешествий. Если я за два месяца один раз никуда не слетаю, у меня начинается ломка — мне срочно нужно куда-то лететь, собирать чемодан. Ну и сейчас у нас много клиник, в замечательных и красивых местах, куда приезжаешь, тебя или кормят, или не кормят. Ты плаваешь, тебя обертывают какими-то водорослями, вот это красота. Приезжаешь на три дня и вроде как подзарядилась, и все понеслось по новой.

— В путешествиях какие у вас приоритетные направления?

— Летаю в те места, где я еще не была.

Она в одночасье стала знаменитой после премьеры кинофильма «Формула любви». О том, почему Елена в свое время предпочла кинокарьере театр, о своем долгом перерыве и возвращении в кино, а также о семье и детях актриса рассказала — Вы как-то сказали, что было время, когда вы просто жили на сцене, вам это настолько нравилось, что вы приходили первой, а уходили последней. Как с этим обстоит сегодня? — Да, это было время такое, знаете, когда ты наедаешься конфетками и дальше тебя уже не тошнит. Я наелась и сейчас, слава Богу, у меня настолько все гармонично, что есть место для театра, есть место для кино, есть место для личной жизни. У меня сейчас, на данный момент, как-то все очень замечательно. — Почему после «Формулы любви» вы предпочли кинокарьере театр, хотя предложений было много? Вы ведь тогда, несмотря на бешеную популярность, снялись лишь в нескольких кинокартинах — «Как стать счастливым» с Николаем Караченцовым и Львом Дуровым, «Верую в любовь», «Потрясение.». — Там история была сложная. И она была связана с моим первым мужем (Режиссер Леонид Фомин. — Прим. Авт.) Он не очень хотел, чтобы я продолжала сниматься дальше. Он был моим педагогом, старше меня на 15 лет. И он, естественно, считал, что может появиться некто, кто умыкнет меня у него. И чисто по-мужски решил себя таким образом обезопасить. А так как не было в то время ни мобильных телефонов, ни агентов, вообще ничего такого и в помине, то звонили сначала домой. А я пропадала тогда, как вы правильно сказали, в театре, репетировала с самого утра, а вечером обязательно играла спектакль. У меня было по 20—25 спектаклей в месяц. Жили мы далеко от театра — нужно было доехать до Каширки от Маяковки. То есть это значило, что я должна была после репетиции доехать до дома, поцеловать дверь и ехать обратно в театр. Так вот, чтобы не ездить днем домой, я спала в гримерной, вечером играла спектакль и только потом возвращалась. Естественно, все телефонные звонки, которые раздавались в квартире, проходили мимо меня. А муж, естественно, говорил, что она не будет сниматься, у нее работа в театре. Нет, не надо, нет, спасибо. А когда людям говорят такое, они думают, что если не надо, ну так и не надо. И это затянулось на очень долгие годы. А я не придавала значения сложившейся ситуации, я даже представить себе подобное развитие событий не могла. Узнала об этом спустя много лет, когда режиссеры, которые очень хотели меня снимать, мне говорили: «Так ты же сама не хотела». А я отвечала, дескать, подождите, как это я не хотела? Они и открыли мне глаза, что звонили, но получали отказы от мужа. Вплоть до того, что раз пять приезжал режиссер в театр со сценарием военного фильма «Секретный фарватер». Стоял на коленях, чтобы я снялась. И не фигурально, а реально. Но меня мой тогдашний муж не отпустил, сказав: «Ну как же, у тебя же театр, тут репетиции, там. Зачем тебе это надо — бегать по каким-то подводным лодкам. Этот фильм часто показывают. В роли, которую мне предлагали, снялась Лариса Гузеева. Вот такая история, которая перечеркнула мне многие годы работы в кино. Но тут, как говорится, не попляшешь, не попишешь и не перепишешь (смеется). — Чем занимались вплоть до 2000 года, когда Александр Митта пригласил вас в сою картину ‘Граница»? Это правда, что вы за это время освоили много неожиданных профессий и теперь профессионально шьете, плетете из бисера и даже умеете расписывать мебель? — Нет, это домыслы журналистов. Но я умею все это делать, поскольку в юности закончила художественную школу. В детстве ходила и рисовать, и играть, и вязать — чем я только не занималась, чего только не делала. Поэтому для меня это все абсолютно нормально. Но мне все же было чем заняться (улыбается). Десять лет я безвылазно находилась на сцене и сыграла больше 30 главных ролей в театре имени Моссовета. Слава Богу, что у меня в то время был театр, потому что у меня не было времени ни на что. Ни на какие всякие дурные мысли. — Почему после «Границы» вы отказывались сниматься у Митты, он ведь приглашал вас? — Я действительно отказывалась потом у него сниматься, потому что он мне каждый раз предлагал маленькие эпизоды, как в «Границе». В этом фильме он был яркий и мощный, но эпизод. К счастью, на тот момент у меня пошли новые роли. Потихоньку, но пошли. Затем у меня пошли дети, тут уж мне вообще было чем заняться. В 1997 у меня родился Вася, в 2002 году появилась Маша. Мне было чем заняться всегда, никогда не сидела и не ныла. Если не было кино, у меня был театр, если не было театра, у меня были дети. У меня всегда было какое-то занятие. — Театр в вашей жизни все-таки занимает особое место. Расскажите, как вы попали в спектакль «Любимая женщина Дона Жуана», что сразу понравилось, чем привлекла роль? — Антрепризные спектакли уже давно существуют, но так как раньше это в большей степени было простое зарабатывание денег, нечего тут скрывать, поэтому появлялось много халтурных и плохих спектаклей на основе ужасных пьес. Предложений было очень много, я играла в каких-то антрепризных спектаклях, но даже за деньги это удовольствие не приносило. А так как я артистка «больших и малых академических театров», то для меня существует некая планка, ниже которой я не смею опускаться. Поэтому для меня это всегда было серьезно. Во-первых, важно, чтобы был материал хороший, на уровне достойного театра. Чтобы были костюмы. У меня есть мой любимый Андрей Климов из театра Моссовета, который делал их для меня. Это знак качества. Во-вторых, я всегда смотрю, чтобы был достойный состав. В этом спектакле задействованы актеры, с большинством из которых я снималась когда-то. Я их прекрасно знаю. Когда собирается такое огромное количество талантливых людей, то тут ты уверен и за результат. Ну и, собственно, пьеса. Это история своей актуальности не потеряет. История эта житейская. Этих Донов Жуанов полно. И чем дальше, тем больше. Куда ни посмотри, везде Дон Жуан. Это наша такая легкая ироничная интерпретация, которая, на мой взгляд, удалась. Спектакль получился легкий, смешной, музыкальный, танцевальный. — Кого вы играете? — Я играю Эльвиру. История всем понятна. Мы видим Дона Жуана, который на могиле Командора пригласил его на обед. Тот появился и потянул его в ад. Понятно, что там есть некая молодая девица и есть мадам, которую он бросил когда-то и которая в сумасшествии носится за ним всю жизнь, дабы задать вопрос: «За что?» В силу своего возраста я играю Эльвиру. Детский вопрос — Расскажите, чем занимаются ваши дети — сын Василий и дочь Маша? Они пошли по вашим стопам? — Маша у нас пока учится в десятом классе. Она, как и я, рисует. Училась в школе «Старт» при МАРХИ, где преподают педагоги оттуда. Сейчас занимается с профессиональным художником. У нее графика очень хорошая, как и мышление, и фантазия. Ее очень хвалят все. А Вася — на пятом курсе МАРХИ. Доделывает диплом. Уже понемножечку работает в каком-то архитектурном бюро. — То есть в кино из детей никто не пошел. Почему, интересно? Вы были против? — Так получилось. Дело в том, что они с детства, с рождения, никогда не были ни в театре за кулисами, ни на съемках. То есть, они всегда чем-то занимались, были заняты. Вася фехтовал, ездил учить английский. Он сейчас в совершенстве говорит с каким-то лондонским акцентом. Маша занималась художественной гимнастикой. У нее есть разряд. Обучалась езде на лошадях. Сейчас у нее добавился серфинг еще, английский, рисование. Они никогда не сидели с мамой и папой за кулисами, чтобы потом решить пойти в артисты. Они разносторонне одаренные дети. Поэтому, я думаю, они и занимаются тем, чем занимаются. Я считаю, что просто они эту артистическую бациллу не подхватили. — Вы рады этому? — Конечно, рада. Они занимаются любимым делом. Им все нравится. Они не мучаются, ходя на премьеры (смеется). У меня Вася их не посещает, ему это все вообще не интересно. Маша ходит иногда. Я ее стала брать с собой. Васю не уговорить, ему все равно (смеется). Просто считает, что у мамы такая работа, как у кого-то работа учить, лечить, а вот у мамы –веселить, в телевизоре появляться. Для них пытка, когда, например, у нас в доме происходят съемки, и они должны появиться в кадре. Или же ходить на какие-то передачи. Я просто какими-то подкупами их уговариваю сниматься. Тут все в ход идет. Например, объясняю Маше, что, мол, тебе надо заработать, поскольку ты собираешься поехать кататься на своей доске. Маша отвечает: «Ну тогда ладно, согласна». А если бы подхватили бациллу, то и занимались бы. В принципе Маша и Вася — очень одаренные. И в актерском плане тоже. Когда-то Звягинцев утвердил Васю в свое кино. Правда, потом поступил по-свински, не предупредив, стал снимать другого мальчика. Но этот поступок говорит лишь о Звягинцеве (смеется). Маша могла бы стала моделью или актрисой, у нее все есть, чтобы заниматься этими профессиями. Поэтому они вполне могли бы быть артистами. Но они не захотели. Есть такие люди, которые не хотят появляться ни в телевизоре, ни на сцене, ни на красной дорожке (смеется). — Вы все вместе живете? — Вася в Москве живет, потому что учится в институте. Но он всегда с нами в субботу и воскресенье. Приезжает на каникулы. А Маша учится в школе, поэтому со мной в Подмосковье. Я там уже 20 лет живу. — А почему выбрали именно загородный образ жизни? — Потому что у Васи, когда он был маленьким, появился атопический дерматит. Эта такая история, когда после прививки у него случилось осложнение. Мы очень долго не могли понять, что это. И в конечном итоге нам посоветовал один педиатр поехать летом на дачу и там жить. У нас дачи не было. Мы сняли. И вот как мы сняли, с тех пор и не вылезаем. — Чем еще они вас радуют, помимо своих талантов? — А у вас есть дети? Тогда вы понимаете, что они не могут не радовать? Радуют всем. И тем, что они появились, и тем, что они есть, растут, учатся. В общем, всем радуют. Они меня никогда не огорчают. — Какие отношения у детей с их отцом, и каковы ваши отношения с бывшими? — Бывшие, они на то и бывшие (смеется). А дети любят папу, он любит их. Они замечательно общаются, встречаются. Я не идиотка и не сумасшедшая,
Источник: newlotto.ru

Огородофф